Национальной библиотекой ЧР подготовлена виртуальная выставка "Письменная культура Чувашии", в которой имеются разделы "Древнечувашская (руническая) письменность" и "Старочувашская письменность", в которых вы сможете ознакомиться с публикациями по теме.
Древнечувашская руническая письменность — одно из древних человеческих творений в многочисленных системах письменностей мира. Ее зарождение, развитие и прекращение существования связаны с историческими событиями — переменами в жизни, изменениями социального строя, идеологий, преображениями географической среды. Наиболее полно изучены два типа рунического письма: западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.) и восточный (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам. В кругу западных письменностей функционирует также отличная от других — самостоятельная форма рунического письма (болгарская, венгерская), идущая в основе своей от восточного типа. К этой форме, видимо, близко стояло письмо Волжской Болгарии раннего периода, т.е. до возникновения здесь арабской культуры. От суваро-болгарского наследия уцелело лишь небольшое число предметов с руническими письменами, и они плохо изучены.
Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике.
Наряду с малой формой существовала и монументальная. К наиболее значительным памятникам относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения шълкеме (18 в., медь, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника — Козловский район, Чувашская Республика); 2) антропоморфный намогильный памятник основателю населенного пункта Клемтэль (1740, камень, Клементейкино, Альметьевский район, Республика Татарстан); 3) женские рубахи с "узорами письма", 18 в., вышивка — музеи Санкт-Петербурга, Чувашская Республика, Казани, Самары, Саратова, Уфы.
Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским ученым В.Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависел от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во мн. случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма.
В мире функционирования оригинальная системы письма, рунические письменности Востока и Запада, чуваши — единственный народ, который, обладая богатейшим наследием — традициями древнейшей культуры, смог сохранить и развивать ее вплоть до 19 в.
Литература: Трофимов А.А. Древнечувашская руническая письменность. Ч., 1993