Главная страница Интересное о Чувашии Знаменитые люди о чувашах и Чувашии

Чувашская сеть культурного наследия
Архивная служба Чувашии
Публичные библиотеки Чувашии
Перечень ДК Чувашии
Музеи Чувашии
Перечень театров Чувашии
Знаменательные и памятные даты Чувашии
365 дней с выдающимися людьми Чувашии

Знаменитые люди о чувашах и Чувашии

Максим Горький хорошо знал жизнь и быт чувашского народа. В 1904 г. в рассказе «Тюрьма» он создал образ чуваша-солдата, робкого, забитого.

Горький вел переписку с чувашскими писателями. В феврале 1928 г. в письме чувашскому писателю Д.М. Петрову-Юману из Сорренто он писал: «Сердечно благодарю Вас за Ваше интереснейшее письмо… В юности, во время бродячей жизни моей, я нередко встречал чувашей, бывал в Чебоксарском уезде, имел даже приятеля-чуваша. Летом непременно побываю в Чебоксарах». В письме к переводчику А. Ярлыкину Горький пишет, что рад переводу его произведений на чувашский язык. Он написал предисловие к чувашскому изданию повести «Детство» («Ҫамрӑк ӗмӗрӗм»).

Из письма Горького к чувашской журналистке Евдокии Орловой, 1935 г.: «Получил ваш подарок, благодарю Вас. Дело, разумеется, не в подарке, а в том факте, что в те дни, когда ваш народ праздновал 15-летие своего возрождения, своей культурной работы, вы, дочь этого трудового народа вспомнили о старом русском литераторе из народа, цари, дворяне, купцы которого на протяжении столетий угнетали и грабили чуваш…».

Письмо Ромену Роллану, 1928 г.: «Поволжские племена – чуваши, мордва, черемисы – так же, как племена Кавказа и Сибири, уже имеют свою прессу, основывают музыкальные школы, музеи, книгоиздательства, выдвигают из среды своей прозаиков и поэтов. Миллион чувашей в столице своей Чебоксарах, на Волге, издает уже десять газет, одна из которых имеет более 10 тысяч тиража».

// Русские писатели о чувашах. – Чебоксары, 2009; Никитин, А.С. Мир чувашский. – Чебоксары, 2003.

Читаем онлайн:

Горький, М. Чӗлкаш: калав / М. Горький; [вырӑсларан Лашман куҫ.]. - Шупашкар, 1924.
Горький, М. Ҫынсем патӗнче: [повесть] / М. Горький; вырӑсларан М. Ижедер куҫарнӑ. - Шупашкар, 1941.


Лев Толстой. Первое знакомство Льва Толстого с жизнью чувашей относится к ноябрю 1841 г., когда состоялось вынужденное путешествие из Ясной Поляны в Казань. Путь был санным, и ямщиками были чуваши. Дорога проходила через Москву, Нижний Новгород, Лысково, Васильсурск и Чебоксары. Позднее он писал: «Чувашские деревни вдоль Волги были ужасно бедны; под почтовые станции выбирали лучшие избы в деревне, но и эти были ужасно плохие хаты». После этого Л.Н. Толстой в Казани бывал еще три раза – в 1851, 1862 и 1876 гг., каждый раз проезжая территорию, населенную чувашами.


Когда вследствие неурожая в 70-90-х гг. в Поволжье свирепствовал голод, он в своих статьях призвал всех честных людей оказать помощь голодающим народам. Его обращения вызвали большой приток пожертвований. Эта деятельность Толстого вызвала тревогу у царских властей, которые пытались оградить чувашей от влияния русского писателя.

Чуваши также нашли свое отражение в его художественных произведениях. В романе «Воскресение» Л.Н. Толстой подметил честность и сообразительность чувашского солдата. Упоминание о чувашах мы находим в публицистических произведениях «Христианство и патриотизм», «К магометанину».

Он вел переписку с некоторыми чувашскими писателями. Сохранилась его переписка с Д. Петровым-Юманом. У Толстого имелись и другие чувашские корреспонденты (А.Ф. Никитин, Г. Федоров (Алюнов), Н.А. Почуев и др.).

Большаков, Л.Н. Живые нити. Лев Толстой и его чувашские корреспонденты. – Чебоксары, 1965; Никитин, А.С. Мир чувашский. – Чебоксары, 2003.

Читаем онлайн:

Толстой, Л.Н. Калавсем. - Шупашкар, 1953.

Толстой, Л. Н. Ача-пӑча калавӗсем [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой ; [вырӑсларан Л. В. Агеносова куҫ.].


 

Энтони Дженкинсон (1529 – 1610 или 1611) – английский дипломат и путешественник, первый полномочный посол Англии в России. В 1557-1572 гг. четыре раза посетил Русское государство в качестве посла и представителя Московской компании, основанной лондонскими купцами. Оставил описания своих путешествий. В 1558 г. Дженкинсон, направляясь из Москвы в Бухару, проплывал мимо Чебоксар, о чем сделал запись в своем дневнике. Ценна как источник карта России, Московии и Тартарии Э. Дженкинсона (1562). В ней впервые приведено чувашское название Чебоксар – Шупашкар (Шопашкар) в форме Шабогсхар (Schabogshar).

Чебоксары в записках современников и путешественников: (вторая половина XVI - начало XX в.) / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук ; [сост., авт. предисл. С. В. Охотникова ; худож. В. Н. Гончаров, И. Е. Калентьева]. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2019. - 334, [. - Чебоксары, 2019.

 

 


В 1762 г. вышла «Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии» русского чиновника, географа, историка и краеведа Петра Ивановича Рычкова.

В ней находим следующие этнографические сведения о чувашах: «Сей народ, в общественном рассуждении по древности, также принадлежит к Сарматам. Василий Никитич Татищев, в 22 главе Российской своей Истории, почитает их Болгарским народом, кой назывался Чолматы, и живали вниз по Каме реке, изъявляя, что они реку Каму именуют Чолма, а Татары Чолман-Идель; сами же себя называют они также Чуваш. Наибольшее их людство имеется ныне в Казанской губернии, а паче в Свияжском и Симбирском уездах. Однако и в Оренбургской губернии, а именно: в Башкирии, Уфимской провинции, находится их дворов до пятисот, куда они, как по делам ведомо, пришли большею частию из Казанского, Курмышского и Чебоксарского уездов, и называются от Уфимцев Горными Татарами, но язык их не только от Татарского, но и от прочих вышеписанных народов разнствует. Закона никакого они не имеют: однако Бога исповедуют, и называют его Тора, и в жертву приносят ему лошадей, коров и овец, коих режут и, сваря мясо, едят, с призыванием его в помощь…».


 

Первым историком, исследовавшим историю Волжской Болгарии, был В.Н. Татищев (1686-1750). Ему были известны некоторые источники, не дошедшие до нас. Он проводил в Волго-Уральском регионе анкетные этнографические и лингвистические обследования, составил этнографические описания и словари народов Поволжья и Приуралья. В своей «Истории Российской» он различает болгар волжских и дунайских, среди волжских выделяет «верхних» и «нижних» (по его данным, ещё в XIII в. на Нижней Волге продолжали жить болгары-хвалиси), серебряных болгар, билир («их же имя города Билярска на реке Черемшане сохраняет»), митимтюдичей, чолматов (чалматов, челматов), себи, торцесс и др., указывая, что болгары и билиры стали обобщающими этническими названиями-синонимами. По его словам, верхние «болгары довольно известны, что жили по Волге, Каме и Свияге… Они сами как назывались, о том никто точно не упоминает», они прибыли в Волго-Камье со стороны Дона ,у них было много городов.

В.Н. Татищев во многих местах своего капитального труда подчёркивает, что потомками волжских болгар являются чуваши: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгоры, наполняли весь уезд Казанской и Синбирской»; «Чуваши, народ болгорской, около Казани»; «Вниз по Каме жили билиры, или болгоры, и чолматы, ибо они реку Каму именуют Члма, ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно»; «Оставшиеся болгорские народы чуваша».

Дмитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. – Чебоксары, 2014.

Исторические летописи и заметки о Волжской Булгарии и чувашах