Главная страница Материальная культура Памятники истории и культуры Культовое зодчество

Чувашская сеть культурного наследия
Архивная служба Чувашии
Публичные библиотеки Чувашии
Перечень ДК Чувашии
Музеи Чувашии
Перечень театров Чувашии
Знаменательные и памятные даты Чувашии
365 дней с выдающимися людьми Чувашии

Культовое зодчество

Культовое зодчество Чувашии

Памятники архитектуры г. Чебоксары

Церкви г. Чебоксары

Введенский кафедральный собор

Начиная со 2-й половины 16 в. история Чувашии характеризуется распространением христианства. В традициях русского деревянного зодчества строятся первые монастыри: Троицкий мужской (1566), Николаевский девичий (1584) в Чебоксарах, Свято-Троицкий мужской в Алатыре (около 1584 г.) и православные храмы. В 1651-57 гг. в Чебоксарах воздвигнут каменный пятиглавый четырехстолпный Собор Введения - один из лучших образцов провинциального культового зодчества середины 17 в. С преобладанием художественно-стилистических и конструктивно-техничских особенностей московской архитектуры в Чебоксарах построены церкви Покровская (1672), Благовещенская (1689) и Владимирский (Никольский) собор (1690). В 1698 г. в с. Беловолжское (в настоящее время входит в черту г. Козловка) сооружена каменная Казанская церковь - первый на территории Чувашии храм типа «восьмерик на четверике».

Памятники архитектуры 1-й половины 18 в. - церкви Михаила Архангела (1702) и Владимирская (Преображенская) (1720) в Чебоксарах, соборы Иоанна Предтечи (1703) в Алатыре, Троицкий (1734) в Цивильске - свидетельствуют о заметном влиянии стиля барокко. Наряду с шатровыми получают распространение ярус, колокольни. Из сохранившихся строений представляет интерес трёхъярусная колокольня Троицкого собора в Цивильске (1734).

В 18 в. началась замена деревянных монастырских строений на каменные. Оригинальностью объёмной композиции и декора отличаются каменная надвратная церковь Фёдора Стратилата (1759) Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, Вознесенская (1753) и Покровская (1767) церкви Киевско-Николаевского Новодевичьего монастыря и Троицкий собор (1753) Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре. В 1763 построено самое монументальное культовое сооружение в Чебоксарах - двухэтажная Успенская церковь. Окна храма декорированы наличниками западноевропейского типа, что характерно для архитектуры 60-х гг. 18 в. Подобный декор использован и в оформлении настоятельских покоев Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах.

Сельские храмы в основном были деревянными. Наиболее распространённым типом, по-видимому, были «клетские» церкви, представлявшие собой прямоугольном в плане сруб с двухскатной кровлей симметрии, композиции. Из памятников деревянного зодчества того времени сохранилась построенная в 1747 г. и подвергшаяся перестройке Никольская церковь в с. Туруново Батыревского района.

В архитектуре конца 18 - начала 19 вв. своеобразно соединяются архаичные традиции и элементы классицизма. К подобным строениям относятся церкви Троицкая в с. Большие Шемердяны Ядринского района (1793), Воскресенская в с. Красные Четаи (1801), Покровская в с. Ахматово Алатырского района (1792). В начале 19 в. широкое распространение получа­ет тип купольного храма с классической ордерной декорацией. В композиции активную роль играют световые барабаны, заменившие восьмерики. Колокольни, как правило, завершаются шпилями. Сохранилось около 30 строений периода классики. Лучшими образцами являются церкви Вознесения Господня в с. Семёновское Порецского района (1813), Пресвятой Троицы в Ядрине (1829), Троицкая церковь в с. Челкасы Урмарского района (1814), Крестовоздвиженская церковь в Алатыре (1827). Во 2-й половине 19 в. классицизм в архитектуре постепенно вытесняется эклектикой. Первыми образцами композиций, сочетающих разнородные стилевые элементы, стали построенная в 1856 г. колокольня Троицкой церкви в с. Порецкое и пятиглавая Алексеевская церковь в Ядрине. К подобным памятникам относится также Крестовоздвиженская церковь в с. Тинчурино Яльчикского района (1876). В 1886 г. в традициях русско-византийского направления по проекту архитектора П.Е.Аникина сооружён величественный храм - Тихвинская церковь Тихвинского женского монастыря в Цивильске. Для архитектуры Чувашии начала 20 в. характерно использование псевдорусских форм, элементов средневекового декора. Мотивы старого русского зодчества заметны в работах архитектора Ф. Малиновского - автора церкви Рождества Христова (1909) в Чебоксарах. Характерными образцами являются Троицкий собор в Мариинском Посаде (1903), Казанская церковь в с. Альгешево Чебоксарского (1901), Богоявленская церковь в с. Байгулово Козловского (1902) районов.

В 1990-х гг. начаты масштабные работы по восстановлению разрушенных в предыдущие годы монастырей, памятников культового зодчества и сооружению новых храмов.

Рахимов, Р. К. Культовое зодчество / Р. К. Рахимов //
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1 : А-Е. – С. 140-141.