Главная страница Материальная культура Памятники истории и культуры Культовое зодчество

Чувашская сеть культурного наследия
Архивы Чувашии, ГУ
Архивная служба Чувашии
Библиотеки Чувашии
Публичные библиотеки Чувашии
Дворцы культуры Чувашии
Перечень ДК Чувашии
Музеи Чувашии
Музеи Чувашии
Театры
Перечень театров Чувашии
Театры
Театры
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Театры
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики
Знаменательные и памятные даты Чувашии

Культовое зодчество

Памятники архитектуры г. Чебоксары >>>

Церкви г. Чебоксары >>>

Введенский кафедральный собор >>>

Начиная со 2-й половины 16 в. история Чувашии характеризуется распространением христианства. В традициях русского деревянного зодчества строятся первые монастыри: Троицкий мужской (1566), Николаевский девичий (1584) в Чебоксарах, Свято-Троицкий мужской в Алатыре (около 1584 г.) и православные храмы. В 1651-57 гг. в Чебоксарах воздвигнут каменный пятиглавый четырехстолпный Собор Введения - один из лучших образцов провинциального культового зодчества середины 17 в. С преобладанием художественно-стилистических и конструктивно-техничских особенностей московской архитектуры в Чебоксарах построены церкви Покровская (1672), Благовещенская (1689) и Владимирский (Никольский) собор (1690). В 1698 г. в с. Беловолжское (в настоящее время входит в черту г. Козловка) сооружена каменная Казанская церковь - первый на территории Чувашии храм типа «восьмерик на четверике».

Памятники архитектуры 1-й половины 18 в. - церкви Михаила Архангела (1702) и Владимирская (Преображенская) (1720) в Чебоксарах, соборы Иоанна Предтечи (1703) в Алатыре, Троицкий (1734) в Цивильске - свидетельствуют о заметном влиянии стиля барокко. Наряду с шатровыми получают распространение ярус, колокольни. Из сохранившихся строений представляет интерес трёхъярусная колокольня Троицкого собора в Цивильске (1734).

В 18 в. началась замена деревянных монастырских строений на каменные. Оригинальностью объёмной композиции и декора отличаются каменная надвратная церковь Фёдора Стратилата (1759) Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, Вознесенская (1753) и Покровская (1767) церкви Киевско-Николаевского Новодевичьего монастыря и Троицкий собор (1753) Свято-Троицкого мужского монастыря в Алатыре. В 1763 построено самое монументальное культовое сооружение в Чебоксарах - двухэтажная Успенская церковь. Окна храма декорированы наличниками западноевропейского типа, что характерно для архитектуры 60-х гг. 18 в. Подобный декор использован и в оформлении настоятельских покоев Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах.

Сельские храмы в основном были деревянными. Наиболее распространённым типом, по-видимому, были «клетские» церкви, представлявшие собой прямоугольном в плане сруб с двухскатной кровлей симметрии, композиции. Из памятников деревянного зодчества того времени сохранилась построенная в 1747 г. и подвергшаяся перестройке Никольская церковь в с. Туруново Батыревского района.

В архитектуре конца 18 - начала 19 вв. своеобразно соединяются архаичные традиции и элементы классицизма. К подобным строениям относятся церкви Троицкая в с. Большие Шемердяны Ядринского района (1793), Воскресенская в с. Красные Четаи (1801), Покровская в с. Ахматово Алатырского района (1792). В начале 19 в. широкое распространение получа­ет тип купольного храма с классической ордерной декорацией. В композиции активную роль играют световые барабаны, заменившие восьмерики. Колокольни, как правило, завершаются шпилями. Сохранилось около 30 строений периода классики. Лучшими образцами являются церкви Вознесения Господня в с. Семёновское Порецского района (1813), Пресвятой Троицы в Ядрине (1829), Троицкая церковь в с. Челкасы Урмарского района (1814), Крестовоздвиженская церковь в Алатыре (1827). Во 2-й половине 19 в. классицизм в архитектуре постепенно вытесняется эклектикой. Первыми образцами композиций, сочетающих разнородные стилевые элементы, стали построенная в 1856 г. колокольня Троицкой церкви в с. Порецкое и пятиглавая Алексеевская церковь в Ядрине. К подобным памятникам относится также Крестовоздвиженская церковь в с. Тинчурино Яльчикского района (1876). В 1886 г. в традициях русско-византийского направления по проекту архитектора П.Е.Аникина сооружён величественный храм - Тихвинская церковь Тихвинского женского монастыря в Цивильске. Для архитектуры Чувашии начала 20 в. характерно использование псевдорусских форм, элементов средневекового декора. Мотивы старого русского зодчества заметны в работах архитектора Ф. Малиновского - автора церкви Рождества Христова (1909) в Чебоксарах. Характерными образцами являются Троицкий собор в Мариинском Посаде (1903), Казанская церковь в с. Альгешево Чебоксарского (1901), Богоявленская церковь в с. Байгулово Козловского (1902) районов.

В 1990-х гг. начаты масштабные работы по восстановлению разрушенных в предыдущие годы монастырей, памятников культового зодчества и сооружению новых храмов.

Рахимов, Р. К. Культовое зодчество / Р. К. Рахимов //
Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. – Т. 1 : А-Е. – С. 140-141.