ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития и саморазвития личности на основе освоения систематизированных знаний, умений и навыков, а также исторически накопленного культурно-духовного потенциала человечества. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе и обществе, в технике и искусстве. Образование – необходимое условие социализации личности, основа развития культуры и искусства.
По характеру знаний различают общее образование и профессиональное образование, которые в зависимости от объема знаний и умений бывают разного уровня. В Российской Федерации законодательно установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): основное общее; среднее (полное) общее; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное. Получение гражданином образования удостоверяется соответствующим документом (аттестат, диплом, свидетельство и т.д.). Основной путь получения образования – обучение, которое осуществляется преимущественно в учебных заведениях, а также путем самообразования. Составной частью процесса образования молодежи является воспитание – целенаправленное формирование личности в процессе совместной деятельности семьи и школы, внешкольных и дошкольных учреждений, детских и молодежных общественных организаций, общественности.
До создания в кон. 18 в. правительственные сети образовательных учреждений на территории Чувашского края получение грамотности носило эпизодический характер. Образовательную функцию решала народная педагогика, в которой акцент делался на воспитании молодого поколения. Первые попытки систематизированного обучения чувашских детей были связаны с новокрещенскими школами в Свияжске и Казани и Нижегородской духовной семинарией.
Светские государственные учебные заведения – малые народные училища – были открыты в результате школьной реформы Екатерины II: в Алатыре (1787), Чебоксарах (1789), Ядрине (1791). В 1787 в Алатыре числилось 28 учащихся, в 1793 в Ядрине – 25 чел. Небольшое количество учащихся было вплоть до преобразования народных училищ в нач. 19 в.
В 1-й пол. 19 в. появились новые типы учебных заведений: приходские училища, удельные, волостные училища, которые осуществляли начальную подготовку, из числа их выпускников пополнялся низший слой чиновничества на местах. В это же время малые училища преобразованы в уездные училища, в них давалось начальное образование повышенного уровня. Преподавание во всех школах велось на русском языке, что затрудняло обучение чувашских детей. В сер. и во 2-й пол. 19 в. в Чувашском крае возникли первые женские учебные заведения. Они находились в Алатыре (1847 – удельное женское училище, 1860 – женское училище 2-го разряда). В 1847 г. в городах края обучалось 296 детей, из них в Цивильске – 40, Ядрине – 73, Алатыре – 90, Чебоксарах – 93. В 1860 г. в 14 городских училищах и 42 сельских обучалось 2203 учащихся. В 1861 г. в Алатырском удельном имении в 20 училищах всего было 792 ученика, в т.ч. 96 – чуваши.
Во 2-й пол. 19 в. в соответствии с социально-экономическими потребностями региона и проводимыми в стране школьными реформами значительно выросло количество учебных заведений в крае. Появились новые типы школ: земские школы, «образцовые» училища Министерства народного просвещения, церковноприходские школы, школы грамоты, городские училища по Положению 1872, гимназии и прогимназии, реальные училища. Некоторые из них образованы в результате реорганизации существовавших ранее училищ, другие – на принципиально новой основе. В финансировании школ начали активно участвовать земства. В 1869 г. в чувашских, русских и мордовских селениях насчитывалось 71 учебное заведение с числом учащихся 2259, в т.ч. чувашских детей – 2083.
Серьезные сдвиги в образовании чувашей произошли в связи с распространением среди нерусских народов системы просвещения Н.И. Ильминского, положившей начало обучению в школе на родном языке. Реализация этой системы среди чувашей связана с именем И.Я. Яковлева. Большое значение имело создание им чувашской письменности и первого букваря (1871), а также открытие Симбирской чувашской школы (1868). Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (территория современной Чувашии входила в его состав), он содействовал повышению грамотности среди чувашей. В развитие образования в Чувашском крае значительный вклад внес И.Н. Ульянов.
К кон. 19 в. в крае значительно выросло количество школ. В 1887 г. в Алатыре действовали городское трехклассное, мужское приходское, волостное училища, мужская и женская прогимназии. В 1894 г. на территории современной Чувашии было 108 учебных заведений, в которых обучалось 11213 чел., в т.ч. в 5 городах края (Алатырь, Чебоксары, Мариинский Посад, Цивильск и Ядрин) – 1115 учащихся; в 100 церковноприходских школах – 3307 детей, в 119 школах грамоты – 3081, в 108 земских училищах – 6702 чел. В 1911 в сельской местности на территории края насчитывалось 670 начальных учебных заведений, из них 272 подведомственные Министерству народного просвещения (МНП), 398 – Синоду. В них обучалось более 32 тыс. учащихся. В городах было 29 начальных училищ, частное училище 2-го разряда (Алатырь), 2 мужских духовных училища (Алатырь, Чебоксары), женское епархиальное училище (Алатырь) и специальные учебные заведения (школа инструкторов по обработке дерева и лесная школа в Мариинском Посаде, кузнечно-слесарная мастерская в Чебоксарах). В Алатыре действовали 11 начальных училищ, 8 одноклассных городских начальных, 2 церковноприходских училища. В них обучалось 1137 детей. Таким образом, к 1917 г. система образования Чувашского края имела разветвленную структуру, представленную разными типами начальной школы.
Развитие среднего образования в Чувашии берет начало с 20 в. В регионе были представлены оба типа средней школы, которые существовали в Российской империи: классические гимназии и реальные училища. Открытию гимназий способствовало появление ранее 4 женских прогимназий: в Алатыре в 1870 г. (на базе женского училища 2-го разряда), Чебоксарах – 1904, Ядрине – 1906, Цивильске – 1910; одной мужской – в Алатыре в 1876 г. Учеба была платная, в 70-е гг. 19 в. – 20 руб. в год, к концу века стоимость обучения выросла до 40 руб.
Прогимназия представляла собой четырехклассное учебное заведение, соответствовавшее 4 младшим классам гимназий. Здесь изучали основы православной религии, русский язык, латинский, греческий, французский и немецкий языки, математику, географию и историю. После завершения курса прогимназии можно было поступить на работу (преимущественно учителями и чиновниками) или продолжить учебу дальше.
Алатырская мужская прогимназия закрыта в 1897 г.
На базе четырехклассных прогимназий были открыты женские гимназии: в Алатыре – в 1908 г., Чебоксарах – в 1910 г., Ядрине – в 1911 г., Цивильске – в 1913 г.
В гимназиях изучали русский и 2 иностранных языка, историю, естествознание, физику, математику, чистописание, пение, музыку, гигиену, учениц обучали также рукоделию.
Обучение в гимназиях было платным (от 27 до 45 руб. в разные годы). В 1912 г. в Чебоксарской гимназии насчитывалось 160 учениц, Ядринской – 183, Цивильской – 271, в 1911 в Алатырской – 275 чел. Социальное происхождение обучающихся было достаточно широким. Это дети мещан, крестьян, духовенства, купцов, дворян и т.д. В Чебоксарской и Алатырской гимназиях большинство составляли дети мещан, в Цивильской и Ядринской – крестьян. Выпускницы гимназий и прогимназий принимались в высшие учебные заведения без экзаменов по конкурсу аттестатов, но большая их часть работала учителями в начальных школах.
На территории Чувашского края функционировали реальные училища, их было 2: в городах Алатырь (1902-1918) и Ядрин (1908-1918). Здесь изучались русский, 2 иностранных языка, математика, история, география, естествознание, химия, физика, астрономия, рисование, черчение, чистописание, законоведение, музыка, гимнастика. Дополнительно вводились садоводство, полеводство и др. Обучение было платным – 60 руб. в год. Около половины учеников по социальному происхождению относились к крестьянам (в Алатырском – 40%, в Ядринском – 60%), по этническому составу больше половины составляли русские. Выпускники пополняли ряды инженерно-технических кадров и студентов институтов. В 1911 г. в Алатырском реальном училище было 174 ученика, в Ядринском в 1911 г. – 109, в 1917 г. – 240.
Учителями чувашских школ в основном работали выпускники казанских и симбирских учебных заведений, начиная со 2-й пол. 19 в. – учительских семинарий, открытых в Чувашском крае. В 1872 начала работу Порецская учительская семинария (см. Порецкое педагогическое училище), в 1914 – Шихранская. Для чувашских школ готовила учителей также Симбирских чувашских школа. В нач. 20 в. учителя начальных школ повышенного типа и средних учебных заведений имели дипломы университетов или педагогических институтов. Среди них преобладали выпускники Казанского учительского института, Казанского государственного университета.
В 1917 на территории современной Чувашии было 479 учреждений образовательных, из них 438 начальных, 9 средних, 32 двухклассных и высших начальных училища. В этих школах обучалось 32468 чел., в т.ч. в начальных – 29845 чел., в повышенных – 1237 чел., в средних – 1386 чел.
В первый же год образования Чувашской автономной области (1920) на ее территории сеть начальных классов значительно увеличилась. К сентябрю 1921 насчитывалось 585 школ, обучением в них было охвачено до 55,3% всех детей школьного возраста. В 1923/24 учеб. году в республике было 611 школ, в них насчитывалось 41526 учащихся, 1003 учителя.
Подготовка учительских кадров велась в 7 педагогических техникумах, в 1923–28 выпущено 825 учителей начальных классов . Учителей для школ повышенного типа готовили за пределами республики. В 1920-1923 гг. в Симбирске функционировал Чувашский институт народного образования. Учителей чувашского языка и литературы готовили в Восточном педагогическом институте в Казани (1926-1930), на чувашском отделение которого принимали ежегодно до 35 чел.
Развитие первоначалного обучения (начальных школы) до введения всеобщего начального обучения характеризуется ростом как количества школ, так и численности учителей и учащихся.
В 1920-1930 гг. Чебоксарская опытно-показательная школа-коммуна им. 3-го Интернационала стала своеобразным методическим центром образования. Здесь преподавали опытные учителя, среди которых были поэт Н.И. Шелеби (Полоруссов), писательница М.Д. Трубина, композиторы С.М. Максимов, Ф.П. Павлов и др.; проходили педагогическую практику учащиеся педагогического техникума, повышали свою квалификацию учителя школ.
В кон. 1920-х гг. в Чувашии сложилась следующая система школьного образования: начальных школа (школа 1-й ступени) с 4-летним сроком обучения; семилетняя школа; девятилетняя средняя школа (школа 2-й ступени); фабрично-заводские семилетки; школа крестьянской молодежи (ШКМ), являвшаяся продолжением школы 1-й ступени для сельской молодежи; школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с профессиональной установкой, но с приобретением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; рабочий факультет, дававший среднее образование рабочей и крестьянской молодежи для поступления в высшие учебные заведения.
В годы предвоенных пятилеток было построено 250 школьных зданий на 38,7 тыс. ученических мест. В 1940 85,3% школ размещалось в собственных (построенных или переоборудованных) помещениях. В эти годы благодаря интенсивному развитию системы образования в республике была ликвидирована неграмотность населения. На нач. 1940/41 учебного года насчитывалось 596 начал., 353 семилетних и 129 средних школ, в 5–10-х классах которых обучалось 76,3 тыс. чел. Значительное место во внеклассной работе занимали школьные учебные хозяйства, производственные и предметные кружки, кружки по кустарным промыслам, физкультурно-спортивная внешкольная работа. В 228 кружках занимались 12 тыс. детей.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в республике продолжалась целенаправленная работа по осуществлению обязательного всеобщего обучения. Пятая часть школ Чувашии работала в 3, а некоторые школы даже в 4 смены. По состоянию на 1 апреля 1943 г. в республике насчитывалось 30960 эвакуированных детей до 15 лет. Из-за занятости подростков старшего возрастов на производстве часть средних школ была закрыта. Для подростков с 1943 г. были открыты школы взрослых повышенного типа, переименованные в школы рабочей молодежи и школы сельской молодежи. В числе первых открыта школа рабочей молодежи при Чебоксарском электроаппаратном заводе. В ноябре 1943 г. в Чувашской АССР было организовано 9 школ рабочей молодежи, в которых обучалось 1518 чел.
В годы войны особое значение придавалось военному обучению детей в школах. В 9–10-х классах средних школ военное дело преподавалось в рамках 110-часовой программы. Во всех школах были созданы санитарные дружины. В 1945 г. в республике насчитывалось 1036 начальных и средних школ, в которых обучалось 160 тыс. учащихся.
Накануне перехода к обязательному всеобщему семилетнему образованию (1948/49 учеб. год) в республике функционировало 567 начальных, 399 семилетних и 87 средних школ. Данная сеть обеспечивала охват детей начальным образованием. Начальные школы и начальные классы семилетних и средних школ были обеспечены учителями, имеющими среднее педагогическое образование.
В связи с осуществлением всеобщего обязательного семилетнего обучения детей в Чувашской АССР началась реорганизация начальных школ в семилетние. В 1949/50 учеб. году число семилетних школ в республике выросло до 413, в 1950/51 – до 428. С постепенным переходом к всеобщему среднему образованию увеличилось количество средних школ. В 1958/59 учеб. году их насчитывалось 162.
Во 2-й пол. 1950-х гг. в Чувашии развернулась работа по осуществлению политехнического обучения.
С 1959 г. начались введение обязательного восьмилетнего образования, реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и средние трудовые политехнические с производственным обучением. В 1959-1965 гг. было введено в строй новых школьных зданий на 148,4 тыс. ученических мест, что составило более 50% всего фонда школьных помещений республики. Значительные усилия по преобразованию средних школ в школы с производственным обучением в целом себя не оправдали. В августе 1964 одиннадцатилетние школы вновь преобразованы в десятилетние.
С 1966/67 учеб. года в Чувашской АССР начался переход к всеобщему среднему образованию В 1966-1970 гг. общее количество школ общеобразовательных всех видов сократилось на 67 единиц при одновременном увеличении численности обучающихся на 28,7 тыс. чел. Заметно меньше стало начальных и восьмилетних школ, сеть средних школ увеличилась с 203 до 251. К 1979 г. всеми формами среднего образования было охвачено 99,8% учеников, окончивших 8 классов.
Во всех сельских школах республики было организовано обучение учащихся сельскохозяйственным специальностям. Широкое распространение получили постоянно действующие ученические производственные бригады.
С сер. 1990-х гг. образование становится приоритетным направлением в развитии республики. Одним из первых шагов по модернизации системы образования стало принятие по инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Республиканской программы развития образования на 1994-2000 гг. Основополагающими документами в проведении глубоких системных преобразований в отрасли явились Президентская программа «Новая школа» (1996), Концепция государственной образовательной политики в Чувашской Республике (1997) и ряд федеральных и республиканских целевых программ. В них была поставлена принципиальная задача – сделать образование в целом и образование конкретного человека конкурентоспособным. В этих целях в системе образования внедрен новый организационно-экономический механизм путем введения нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, перевода образовательных учреждений на финансовую самостоятельность. Одновременно проводилась оптимизация сети образовательных учреждений, сформировалась независимая система оценки качества образования, развивалась система государственного и общественного управления образования.
Бюджетные средства, направленные на образование, возросли с 158 млн. руб. в 1994 г. до 7,34 млрд. руб. в 2008 г.
С начала реализации Президентской программы «Новая школа» в республике построено более 150 новых объектов образования, в т.ч. 143 школы.
Доля школьников, обучающихся в условиях, удовлетворяющих современному уровню (оснащенность новым учебным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и санитарных норм), увеличилась с 51,4% в 2007 до 84,6% в 2008.
В области дошкольного образования одной из важнейших задач к началу 1990-х гг. являлось сохранение и развитие сети дошкольных учреждений. С 1992 г. осуществлялась передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. В 2008 г. в республике функционировали 435 детских садов, 222 дошкольные группы при общеобразовательных школах, 172 группы кратковременного пребывания детей в школах и детских садах. В них получали соответствующие услуги 67,3% детей в возрасте от года до 7 лет, различными формами предшкольной подготовки было охвачено 93,8% детей. Появились новые формы организации дошкольного образования, открылись первые домашние и семейные детские сады, семейные клубы, центры игровой поддержки и др. Принята Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 г.
Перед общим средним (школьным) образованием в сер. 1990-х гг. стояла стратегически важная задача – создание условий для получения качественных образовательных услуг всеми детьми независимо от места проживания и доходов родителей. В связи с этим получили развитие различные модели образовательных учреждений: образовательный социокультурный центр, базовая школа, школа – ресурсный центр, школа – детский сад.
В 2008/09 учеб. году в республике функционировали 525 школ, из них 47 – начальных; 139 – основных; 323 – средних; 16 – специальных. Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях составила 128,3 тыс. чел. 138 базовых школ являются ресурсными центрами с развитой материальной, лабораторно-технологической и спортивной базой. Профильным обучением было охвачено 89,2% старшеклассников (2008).
В соответствии с Республиканкой программой «Школьный автобус» организован подвоз учащихся в образовательные центры на 303 специализированных автобусах.
В Чувашии активно поддерживается развитие интеллектуальных, творческих и спортивных способностей детей. Расширились возможности для получения образования дополнительного.
Информационно-образовательная среда охватывает учебную деятельность, организационно-управленческую сферу, обеспечивает взаимодействие структур общего образования. Сфера образования позволяет удовлетворять запросы детей в получении качественных знаний в условиях поликультур. пространства. В этих целях в республике сделаны серьезные шаги по развитию обучения иностранным языкам, введено обучение им со 2-го класса начальных школы. Основными направлениями комплексной работы по улучшению положения детей в системе образования стали предупреждение социального сиротства, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около 80% таких детей от общего количества выявленных устраиваются на воспитание в семьи опекунов, усыновителей, приемных родителей. Формируется целостная система физического воспитания школьников, включающая урочную и внеурочную деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно для них проводятся более 300 крупных спортивных соревнований – Спартакиада школьников на Кубок Президента Чувашской Республики, республиканские конкурсы «Самый спортивный класс», «Самая спортивная школа» и др.
В 2008/09 учеб. году в системе общего образования работали 11,3 тыс. учителей, из них 94,4% с высшим образованием, 14% имели высшую квалификационную категорию. В 2007 г. в Чувашии началось внедрение инновационной модели их аттестации. Формируется система непрерывного образования учителей, в основе которой лежат модульные технологии, индивидуальные образовательные программы. В 2008/09 учеб. году по инновационным образовательным программам повысили квалификацию 47% педагогов республики.
Система начального профессионального образования (НПО) начала складываться на территории современной Чувашии с нач. 20 в. Положения «О единой трудовой школе России» и «О задачах профессионально-технического образования в России» (1918) регламентировали его получение по окончании 1-й и 2-й ступени школь ного обучения. В 20-30-е гг. 20 в. в Чувашии создана широкая сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). 1 января 1938 г. на территории Чувашской АССР действовало 14 школ ФЗУ. Отраслевая система подготовки кадров не устанавливала единых требований к квалификации выпускников, сроки и содержание обучения, численность учеников определялись самими предприятиями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. создана государственная система трудовых резервов; в Чувашской АССР были образованы учебные заведения нового типа – Алатырское железнодорожное училище со сроком обучения 2 года и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) в Канаше, Козловке, Шумерле с сокращенным сроком обучения в 3-6 месяцев; введено государственное обеспечение учащихся формой, питанием, учебными пособиями. Освоение профессий в учебных заведениях трудовых резервов осуществлялось в ходе производственного обучения и практики. В 1954 г. для подготовки рабочих кадров на базе среднего образования созданы технические училища. С введением в СССР обязательного восьмилетнего образования (декабрь 1958) все ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО в Чувашской АССР преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ). В 1969-1982 гг. в Чувашской АССР построено 28 типовых зданий ПТУ, что позволило 29 училищам перейти на подготовку рабочих с получением общего среднего образования.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» (1996) к учреждениям НПО относятся профессиональные училища, лицеи, колледжи, образовательные подразделения предприятий (учебно-курсовые комбинаты).
С нач. 2000-х гг. по инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова учреждения НПО включились в реализацию проекта «Реформа системы образования», началась их комплексная модернизация, создание инновационной системы, ориентированной на требования работодателей, формирование партнерских отношений между профессионал. училищами, институтами рынка труда, органами местного самоуправления, общественными организациями.
В 2009 г. на территории республики функционировали 17 учреждений НПО, численность обучающихся в них составляла 6778 чел. 12 ресурсных центров, 4 интегрированных образовательного комплекса оказывали населению услуги многоуровневого характера. В учебно-воспитательном процессе 88% учреждений НПО реализуются инновационные технологии, 88,5% преподавателей внедряют в учебный процесс современные методы и формы обучения.
В учреждениях НПО получили дополнительно вторую рабочую профессию 10,8% выпускников (2008).
В 2008 г. всеми формами повышения квалификации было охвачено около 50% педагогических работников учреждений нпобразования.
Среднее профессиональное образование (СПО) имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования В 20-х гг. 20 в. в республике осуществлена его коренная перестройка. Оно стало частью системы народного образования Первыми средними специальными учебными заведениями ЧАО были Мариинско-Посадский лесной техникум (1920), Вурнарский педагогический техникум (1921), Чебоксарский центральный чувашский педагогический техникум (1921), Канашский педагогический техникум (1922). Особое внимание в них уделялось содержанию общеобразовательной подготовки учащихся.
С 1929 по 1940-е гг. в Чувашской АССР наблюдался значительный рост числа средних специальных учебных заведений.
В 1950/51 учеб. году в республике имелись 22 техникума и училища, в которых обучалось 6,2 тыс. чел. К сер. 1980-х гг. количество средних специальных учебных заведений увеличилось на 3, численность учащихся достигла 24,2 тыс. чел.
На 1 января 2009 г. в Чувашской Республике действовали 29 техникумов, училищ и колледжей с филиалами, в них обучалось более 26,7 тыс. студентов.
Одним из первых учебных заведений высшего профессионального образования, возникших на территории современной Чувашии, являлся Алатырский институт природоведения. 29 декабря 1921 г. в Чувашкой автономной области открыт Чувашский рабфак, который с 1922 по 1930 гг. осуществил 10 выпусков, подготовив 349 чел. На основании постановления бюро Чувашского обкома ВКП(б) от 30 октября 1930 г. Чувашский рабфак реорганизован в 3 самостоятельные рабфака: сельскохозяйственный в Чебоксарах с прикреплением к Нижегородскому сельскохозяйственному институту, педагогический рабфак в Чебоксарах при Чувашском педагогическом институте и индустриально-технический рабфак в Алатыре. Чувашский педагогический рабфак имел свои филиалы в Ядрине и Мариинском Посаде. Рабфаки Чувашии просуществовали до 1940/41 учеб. года. Их окончили более 6,5 тыс. чел.
На нач. 1932/33 учеб. года в республике функционировало 2 высших учебных заведения: Чувашский государственный педагогический институт (с 1998 г. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева) и Чувашский сельскохозяйственный институт (с 1995 г. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия), в 1940/41 учеб. году в них, а также в Чувашском государственном учительском институте и Алатырском учительском институте обучалось всего 4479 студентов. В 1949-1955 гг. действовал Канашский учительский институт. В 1961 г. создан Волжский филиал Московского энергетического института. На базе этого вуза и ЧГПИ в 1967 г. организован Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова.
С нач. 1990-х гг. динамично развивается система высшего профессионального образования, растут количество вузов и число лиц, получающих высшее образование. На 1 января 2009 г. в Чувашской Республике функционировали 22 высших учебных заведения (включая филиалы), в т.ч. 15 государственных. В них обучалось свыше 75,5 тыс. чел. (см. табл. 1).
В 1998 г. появились первые негосударственные вузы, предоставляющие образовательные услуги на платной основе. Их доля на рынке образовательных услуг составляет 21 % (2009).
Обучение в вузах Чувашской Республики осуществляется по 146 специальностям и направлениям подготовки. В 2005-2009 гг. в них появилось около 30 новых специальностей, открытых по запросам работодателей.
Вузы республики имеют хорошую образовательную и научную базы. В 2009 г. в них обучалось 226 студентов из 38 стран ближнего и дальнего зарубежья и 58 регионов России. Подготовка научных кадров осуществляется по 78 специальностям аспирантуры и 18 специальностям докторантуры. На базе ведущих вузов работают 10 специализированных диссертационных советов. На крупных предприятиях Чувашии имеются 63 базовые кафедры учреждений высшего профессионального образования, где студенты технических специальностей могут закрепить теоретические знания и на практике продемонстрировать свои умения.
В 6 учреждениях высшего профессионального, 6 среднего профессионального и 10 начального профессионального образования начато внедрение системы менеджмента качества, соответствующей стандарту серии ИСО 9001.
При вузах появились инновационные инфраструктуры: технопарки и бизнес-инкубаторы. Технопарки «Чувашия-ЧГУ» Чувашского государственного университета и «Интеграл» Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного института активно внедряют современные технологии в малые инновационные производства.
Система повышения квалификации специалистов в Чувашии начала складываться в сер. 20-х гг. 20 в. В 1925 г. в Чебоксарах организованы летние курсы повышения квалификации учителей на 33 дня и уездные на 30 дней для 326 чел. В 1934 г. в Чебоксарах открылся Институт повышения квалификации кадров народного образования (с 1993 г. Чувашский республиканский институт образования). С 1966 г. действовали факультет повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов ЧСХА, Чувашских школа повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, на их базе в 1991 г. создан Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса. В 1999 г. организован Институт усовершенствования врачей.
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре получают в 4, в докторантуре – в 2 учреждениях высшего профессионального образования (2009).
В Чувашской Республике с сер. 1990-х гг. совершен инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в т.ч. по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию государственно-общественные системы управления и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др. Обеспечена доступность получения качественного образования.
С нач. 1990-х гг. в Чувашии наблюдаются тенденции снижения количества дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений в результате реструктуризации, а также сокращения числа учреждений НПО при стабильном функционировании среднего специального образования и динамичном развитии высшего образования.
Концептуальные задачи дальнейшей модернизации системы образования определены в «Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (2008).
Учащиеся чувашской сельской школы с учителем. Ядринский уезд. Начало 20 в. Научный архив ЧГИГН.
Н. В. Овчинников. «И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе». 1969.
Чебоксарский педагогический техникум. Занятия по химии. 1929.
Гимназия №5. Урок биологии. Чебоксары. 2009.
Петрянкина, А. П. Образование / А. П. Петрянкина, М. Г. Харитонов, М. Г. Столярова // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3 : М-Се. – С. 282-288.
Электронная коллекция "Образование и педагогика в Чувашии"
Литература:
Арсентьева А.В., Петрянкина А.П. Учебные заведения в образовательном пространстве Чувашии конца XVIII – начала ХХ века. Ч., 2007.
Ефимова, А. А. Подготовка будущего учителя технологии к использованию традиций чувашского народного ткачества в профессиональной деятельности : монография / А. А. Ефимова, Л. В. Кузнецова ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : ЧГПУ, 2006. - 196 с.
Ефимов, А. И. (Кибеч) Некоторые проблемы подготовки учителя музыки в современных условиях / А.И. Ефимов ; Чуваш. гос. пед. ин-т. - Чебоксары : [б. и.], 1989. - 22 с.
Ефимов Л.А. Школы Чувашского края XIX–XX веков. М., 2003.
Сидоров Г.С. Всеобщее среднее образование молодежи в Чувашской АССР в 1966–1970 годах. Ч., 1975; Егоров Н.Е. Сельская общеобразовательная школа Чувашской АССР (1966–1985 гг.). Ч., 1986.
Орлов В.В. Развитие народного образования и науки Чувашской Республики // Чувашской АССР – 70 лет. Ч., 1990.
Федоров Н.В. Образование – основа решения социально-экономических проблем. М., 2006.
Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Ч., 2008.
Библиотека Президента Чувашской Республики. Организаторы науки и образования. Т. 5. Ч., 2008.