«Это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видел. То есть видел на сцене, в балете, в опере, но это не был ни балет, ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота одна за спиной другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу. На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой - здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок. Что опера, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут эту песнь народа две тысячи лет сквозь всю тоску проносящего с собой яркий образ прежней жизни ? Разве можно выдумать такую песнь?».
Н.Г. Гарин-Михайловский
"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского народа И. Я. Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Среди них песня занимает первое место.
Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом, является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства. По возрасту фольклор равен его носителю - этносу, истоки его уходят в древность доклассовых обществ. Народная музыка представляет собой глубокий и правдивый музыкальный "автопортрет" народа, его характера, психологии, способностей, взглядов на мир. В ней складываются и самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств, используемых возникающими позднее видами музыки: культовой, военной, светской, профессиональной, бытовой.
Существуя тысячелетиями, развиваясь по законам внутренней эволюции, народная музыка подвергается и различным внешним влияниям. В ней всегда сохраняются архаические элементы. Они могут быть приглушены позднейшими наслоениями, а могут составлять и легковоспринимаемую существенную ее часть. Примером большой роли архаики в современной культуре может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей в XIX в., она сразу же предстала как "песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни" (Н. Г. Гарин-Михайловский). Не случайно А. П. Бородину в качестве материала к половецким сценам оперы "Князь Игорь" (сюжет XII века) были предложены специалистами записи чувашских народных песен, и он воспользовался ими. Интуитивные прозрения исследователей XIX в. позже нашли опору в трудах знаменитого венгерского музыканта 3. Кодая. Сравнивая старинные венгерские и чувашские напевы, он пришел к выводу, что чувашская музыка весьма важна для познания древних истоков его родной музыкальной культуры, ибо она "углубляет наши знания о самих себе. У нас общие предки, от которых мы отошли дальше вследствие того, что развивались под влиянием большего числа и сильнее отличавшихся факторов. Чувашская музыка тоже не могла сохраниться без изменений на протяжении почти полутора тысячелетий, но она осталась больше похожей на древнюю"
Коллекция "Музыка Чувашии" - цифровые копии документов по истории музыкального искусства чувашского народа и о современном состоянии музыки Чувашии.
Музыкальные ресурсы фонда Электронной библиотеки Национальной библиотеки Чувашской Республики
Библиография:
Искусство композиторов Чувашии : история и современность / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук ; [науч. ред. М. Г. Кондратьев]. - Чебоксары : ЧГИГН, 2012. - 230, [1] с
Кондратьев М. Г. Глубина народной памяти »
Кондратьев М. Г. Истоки и историко-типологические связи чувашской музыки до IX в. н.э. »