Главная страница Материальная культура Традиционный быт чувашей Чувашская вышивка Швы чувашской вышивки

Чувашская сеть культурного наследия
Архивы Чувашии, ГУ
Архивная служба Чувашии
Библиотеки Чувашии
Публичные библиотеки Чувашии
Дворцы культуры Чувашии
Перечень ДК Чувашии
Музеи Чувашии
Музеи Чувашии
Театры
Перечень театров Чувашии
Театры
Театры
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Театры
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики
Знаменательные и памятные даты Чувашии

Швы чувашской вышивки

Çаклату тĕрри (Поддевочный шов)

Сначала прокладывалось несколько рядов в шахматном порядке швом "Вперед иголку", параллельные стежки обвивались рабочей нитью.

Çаклату тĕрри (Поддевочный шов)


Çурма хĕрес (Шов через край)

Им обметывали срезы краев изделий, соединяли края двух деталей изделия. Выполняется справа налево или слева направо. Сначала загибали край изделия на 2-3 мм в сторону изнанки ткани и приметывали катушечной нитью в цвет ткани. Закрепляли рабочую нить у края ткани и укладывали ее нитками поверх сгиба ткани через две, три, четыре... нити полотна.

Çурма хĕрес (Шов через край)


Çивĕт (Косичка)

Это ряд перекрещивающихся наклонных стежков. Выполнялись они слева направо между двумя горизонтальными прямыми шириной в четыре нити ткани. Вышивание шло слева направо. Рабочая нить заправлялась в иглу в 3-4 сложения. От точки 1 отсчитывали вниз по прямой сторону двух квадратов, влево - сторону одного квадрата. Прокладывали длинный стежок по диагонали двух квадратов до точки 2. Иглу переводили на изнанку, делали вертикальный стежок по стороне двух квадратов и выводили налицо через точку 3. Затем прокладывали длинный стежок по диагонали четырех квадратов, и через точку 4 иголку пропускали на изнанку и выводили ее налицо в точке 5. Далее повторяли все сначала.

Узор будет красивым, если вы будете соблюдать следующую пропорцию: расстояние между стежками по горизонтали должно быть в два раза меньше их высоты.

Çивĕт (Косичка)


Тваткал тĕрĕ / Мăйраллă тĕрĕ (Мордовский куб)

Вышивался справа налево. Шов представлял собой двухсторонний крест, окаймленный швом "Строчка". Рабочая нить закреплялась в четыре нити ткани по вертикали сверху вниз и слева направо, выполнялся стежок по диагонали четырех квадратов. Игла переводилась налицо, и снова выполнялся стежок в том же направлении по диагонали квадрата. Затем игла опускалась в первоначальную точку. Стежок по изнаночной стороне и стежок по лицевой стороне повторяли. После этого по изнанке справа налево вели горизонтальный стежок по стороне двух квадратов, такой же стежок выполняли в обратном направлении. Далее дважды выполнялся стежок по второй диагонали по лицевой и изнаночным сторонам. Затем дважды выполнялся вертикальный стежок по стороне двух квадратов с левой стороны. Получали крестик и два взаимно перпендикулярных стежка с лицевой и изнаночной сторон. Так шло вышивание до конца.

При вышивке в обратном направлении стежками закрывалась нижняя горизонтальная строчка швами "Строчка" или "Роспись".


Туртмалла (Продежка)

Это цветная ника, продернутая через ткань. Сначала выдергивалась из ткани одна нить. Затем концы двух расположенных рядом нитей связывались узелком. В полученную петлю пропускалась цветная нить (количество нитей в ней зависело от толщины нитки ткани). На другой стороне ткани концы двух рядов расположенных нитей вытягивались из ткани, вместе с ними продергивалась и цветная нитка.

Тваткал тĕрĕ / Мăйраллă тĕрĕ (Мордовский куб)


Тÿрĕ хантăс (Прямая стежка)

Шов выполнялся двумя рядами одновременно. На лицевой стороне образовывались две параллельные линии стежков, по виду напоминающие шов "Строчка", на изнаночной стороне - шов "Зигзаг".

Вышивали слева направо. Рабочая нить закреплялась в четыре нити по горизонтали, т.е. по стороне двух квадратов. Игла шла вниз, а затем на лицевую сторону в другой конец диагонали квадрата. Далее прокладывался горизонтальный стежок по стороне двух квадратов.

Затем игла переводилась на лицевую сторону, делался стежок по диагонали квадрата снизу вверх и справа налево. Далее стежки повторяются.

Тÿрĕ хантăс (Прямая стежка)


Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов)

Представляет собой стежки, параллельные нитям основы или утка. Каждый стежок выполнялся через одну нить ткани. Вертикально закреплялась рабочая нить по стороне двух квадратов, иголку опускали наизнанку, выполнялся стежок с уклоном в одну нитку ткани, игла выводилась на лицевую сторону, прикладывался второй стежок такой же высоты.

На лицевой стороне работы образовывались вертикальные стежки одинаковой длины с промежутками в одну нитку. Этими стежками изображали не только прямые полосы, но и зигзагообразные геометрические фигуры.

Чăрмалла (Счетная прямая гладь, прямой гладьевый шов)


Чĕнтĕр (Козлик, бархатный шов)

Составлялся из перекрещивающихся наклонных стежков. Шов выполнялся слева направо между двумя параллельными линиями шириной в два раза больше расстояния между стежками.

По диагонали четырех квадратов закреплялась нить. На изнаночной стороне шел стежок вверх. На лицевой стороне делался длинный стежок по диагонали четырех квадратов слева направо и сверху вниз.В точке 4 иглу выводили наизнанку, выполняли стежок по горизонтали влево по стороне двух квадратов. Выводили иглу в точку 2 или 5 (они совпадают).

Далее выполнялся стежок по диагонали восьми квадратов снизу вверх и слева направо, затем стежок влево по горизонтали влево по стороне двух квадратов по изнаночной стороне. Иголка выводится в точке 1 или 7 (они совпадают). Шов повторяется до конца ряда.

На изнаночной стороне работы получался двойной ряд горизонтальных стежков с равными промежутками.

Если с изнанночной стороны по шву еще раз прошить этот же шов, то получится двойной шов "Икĕ питлĕ чĕнтĕр" (Двухслойный козлик).

Чĕнтĕр (Козлик, бархатный шов)


Чĕп куçĕ (Выкалывание)

Это вышитые стежки от центра геометрических фигур с дырочкой в середине. Для выполнения шва брали четное количество нитей ткани, в этом случае дырочка получалась точно в центре квадрата, ромба...

Закреплялась рабочая нить от центра к краю. По изнаночной стороне выполняли стежок, пропускалась игла через центр фигуры. И так стежки выполнялись по кругу до полного заполнения.

Чĕп куçĕ (Выкалывание)


Чĕпчĕрке (По сгибу ткани)

Особый вид обметки срезов горловины и середина переда. Рабочая нить закреплялась на двух нитях ткани снизу вверх. Иголка переводилась на изнаночную сторону, выполнялся стежок по диагонали квадрата и в точке 3 иголку переводили на лицевую сторону, далее выполнялся стежок вертикально вверх по стороне квадрата. Переводя иглу наизнанку, выполняли стежок по диагонали квадрата. Далее оба вертикальных стежка захватывались иглой слева направо, рабочая нитка протягивалась по ними. Игла прокладывала ткань в точке 6 при переходе на изнаночную сторону.

Снова прокладывается стежок по диагонали квадрата. Шов повторяется.

Чĕпчĕрке (По сгибу ткани)


Хантăс (Косая стежка по уклону)

Шов применяется для выполнения внутренней части контура. Рабочая нить закреплялась по диагонали двух квадратов снизу вверх или справа налево, или слева направо. По изнаночной стороне стежок откладывался по стороне получаются длинные стежки с наклоном вправо или влево, а на изнаночной - вертикальные или горизонтальные ряды, напоминающие шов "Строчка".

Разновидность. является шов "Хантăслă шывлам", где рабочая нить заправляется по диагонали четырех квадратов.

Хантăс (Косая стежка по уклону)


Хăю (Стебельчатый шов. Веревочка)

Представляет собой ровную линию из косых стежков. Вышивание начиналось с закрепления рабочей нити по стороне квадрата в четыре, шесть... нитей ткани. Это первый стежок. На изнаночной стороне ткани игла с рабочей нитью выводилась на середине предыдущего стежка с левой его стороны. На лицевой стороне стежки лежат слева направо.

Менять направление нити нельзя, т.к. нарушается красота шва. Хăю можно выполнять по любой кривой.

Если с изнаночной стороны по следу проложенного ряда еще раз вышивался стебельчатый шов, получался двухслойный шов. "Икĕ питлĕ хăю".

Хăю (Стебельчатый шов. Веревочка)